Русские портретисты второй половины XIX века

12.01.2015


Внимание! Данные статьи не содержат продаваемые лоты. Для покупки антиквариата воспользуйтесь каталогом.



Вторая половина XIX века – особенный период в истории русской живописи. Интересен данный период в первую очередь тем, что в сообществе художников-портретистов произошло нечто, что можно назвать либеральным переосмыслением. Если до этого времени кисти живописцев удостаивались за редким исключением лишь представители высших сословий, то во второй половине XIX века портретисты демонстрируют приверженность к «народной теме». Кроме того, в рассматриваемый период российская художественная школа по праву считалась передовой: ни в одной стране мира не было настолько обширной и сильной плеяды талантливейших мастеров, запечатлевших ярчайшие образы той эпохи. Несомненно, каждый из этих художников заслуживает отдельной главы в летописи российской живописи, однако мы не претендуем на написание такой хроники. В нашей публикации будут освещены лишь характерные особенности портретного искусства того времени, упомянуты некоторые мастера и их работы.

Исторические справка

В элитно-богемных кругах российского общества второй половины XIX века были сильны либеральные настроения. В 1861 Российская Империя избавилась от крепостного права и стала на путь реформ. Повсеместное распространение и популярность снискали несколько реформистских организаций, среди которых нельзя обойти вниманием «Народ и Волю», явными симпатиками которой являлись множество российских художников, в том числе Илья Репин и Василий Суриков. «Хождение в народ» было модным веянием того времени, и это веяние нашло отражение в портретном искусстве.
«Бунт четырнадцати» - малоизвестное, но тем не менее яркое событие в истории искусств второй половины 19 столетия. 14 выпускников Императорской художественной академии демонстративно отказались участвовать в конкурсе на Большую медаль, вызвав бурю негодования со стороны преподавателей и чиновников. Впоследствии эти художники, в числе коих был и знаменитый портретист Крамской, основали «Санкт-Петербуржскую артель художников». Чуть позже, примерно в четвертой декаде века, артель переродилась в новое творческое движение – передвижничество, культивировавшее идеи свободы самовыражения, гуманизма и всеобщего равенства.

О технике

Наиболее распространённая портретная техника XIX века – живопись маслом на холсте. Именно в этой технике выполнен портрет Льва Толстого работы Крамского. В аналогичной технике работал и портретист Василий Перов, многие из полотен которого выставлены в Третьяковской галерее. К слову, в том, что облик общественно значимых личностей был запечатлён в сохранившихся до наших дней портретах, есть немалая заслуга владельца галереи Третьякова: он обеспечивал многих портретистов заказами и щедро оплачивал такие работы.

Многогранный Илья Репин писал портреты не только маслом, но и карандашом. Традиционная для первой эпохи иносказательность сменилась реализмом: портреты того времени фотографически точны; попытки приукрасить персону не предпринимались или предпринимались весьма незначительно. Это явно прослеживается в полотнах живописца, академика и педагога Сергея Зарянко, кисти которого принадлежит множество удивительнейших портретов, в том числе «Портрет дочери».

Стоит отметить, что портретный жанр был востребован и коммерчески успешен. В XIX веке возникла мода на так называемые женские головки – написанные маслом на холсте портреты молодых женщин. Данные работы было принято выставлять в светских салонах, такие портреты хорошо раскупались меценатами и обывателями. Возможно, именно коммерческая востребованность стала отличным стимулом для развития десятков незаурядных художников-портретистов, обогативших российский фонд живописи множеством интереснейших работ. Фамилии можно перечислять очень долго: Нефф, Мясоедов, Харламов, Винтергальтер и многие другие, - талантливейших мастеров в то время было по-настоящему много. В будущих материалах мы обязательно более предметно познакомим вас с русскими портретистами, расскажем об их жизни и работах.