Раритетные подстаканники

03.03.2015


Внимание! Данные статьи не содержат продаваемые лоты. Для покупки антиквариата воспользуйтесь каталогом.



По отношению к любому направлению антиквариата слово «раритетный» означает «немногочисленный», «старинный». Подстаканники – не исключение: они являются предметами коллекционирования, что подразумевает деление на раритетные и не имеющие коллекционной ценности. В данном материале мы расскажем о раритетных подстаканниках и очертим грани между коллекционными и неколлекционными вещами.

О классификации и стоимости

Среди российских коллекционеров подстаканники принято подразделять по датам выпуска: дореволюционные, довоенные и советские. В отношении иностранных подстаканников применяется иная временная классификация – по векам. Чем старше – тем дороже, – данное негласное правило распространяется на различные предметы коллекционирования, в том числе и на подстаканники.

Описываемые предметы разнятся по материалу изготовления, и хотя данный классификационный признак не является главенствующим при определении коллекционной ценности (медный раритетный подстаканник может стоить дороже золотого новодела), разновидность металла (сплава) также влияет на классификацию.

Третий фактор – состояние изделия. В отличие от нумизматики, где состояние можно определить по общепринятым международным стандартам, коллекционеры подсвечников применяют произвольные оценки изношенности, выражая этот показатель, например, определенным числом баллов по 10-балльной шкале.

О производителях

В царской России действовало более десяти фабрик, выпускавших подстаканники. Наиболее известные производства – фабрики Алекса Качъ, Дехтерева, фирма «Болин», завод П.Овчинникова. В некоторых коллекциях имеются интереснейшие экземпляры, выпущенные фабрикой Фаберже.

Помимо фабричного производства, существовала масса артелей и мастерских, изготавливавших подстаканники малочисленными партиями или даже в единичном числе. Основная техника, применявшаяся в массовом производстве – штамповка; в небольших мастерских применяли чеканку, инкрустацию и некоторые другие (более сложные) приёмы.

В дореволюционное время в Россию было завезено множество иностранных подстаканников; преимущественно польских и германских. Эти изделия и сейчас можно встретить в частных коллекциях.

Интересные факты

Изобретатель сего удивительно-полезного предмета неизвестен, равно и неизвестно время возникновения первых изделий. Возраст большинства металлических подстаканников, немногим превышает три века.

Художественные пристрастия и политические веяния и ранее, и сейчас находят отражение в орнаментах подстаканников. Например, увеличение популярности оперы «Лебединое озеро», премьера коей состоялась в 1877 году, возрос спрос на утварь с лебедями. Производители сразу отреагировали на потребности клиентуры и наладили выпуск соответствующих подстаканников.

В постреволюционный период объемы производства подстаканников многократно умножились. Это объясняется тем сугубо меркантильными соображениями: стеклянные стаканы стоили гораздо дешевле фарфоровых кружек; плюс подстаканники защищали хрупкие стаканы от боя и трещин, а также позволяли комфортнее использовать посуду с горячими напитками. Увы, подстаканники советской эпохи не отличались высокой художественной ценностью; тем не менее, некоторые изделия того времени считаются раритетом в силу малочисленности сохранившихся образцов.

Материальный вопрос

В обывательских кругах ходит множество легенд о баснословной стоимости раритетных подстаканников. Такие утверждения не лишены оснований, однако далеко не каждый экземпляр будет стоить серьезных денег. Найти по-настоящему раритетный подстаканник в сносном состоянии довольно сложно, и ещё сложнее точно определить его возраст, производителя и стоимость. Если у вас озадачились вопросом приобретения или продажи любого раритета, обращайтесь в «Русские Сезоны» - наши эксперты стопроцентно будут вам полезны.