Шедевры миниатюрного портрета пушкинской эпохи

18.03.2016


Внимание! Данные статьи не содержат продаваемые лоты. Для покупки антиквариата воспользуйтесь каталогом.



Мельчают вкусы, люди и желания. Изумительные художники-портретисты остаются в прошлом. Прикоснуться к великому мастерству – миниатюрным портретам пушкинской эпохи, - значит глубоко проникнуться духом времени, в котором творил великий русский классик.

Стихи Пушкина, преисполненные восхищением женщинами русской аристократии, волшебным образом переносят в эпоху, когда почти все представители мужского пола были поэтами и отчаянными храбрецами, а их музы – умницами и красавицами. Над написанными акварелью миниатюрными портретами витает некий флер нежности, таинственности, которые наводят на мысль, что портретные героини были действительно необычными людьми. Среди представительниц высшего света, которых лично знал Александр Сергеевич, кисть лучших живописцев запечатлела княгиню Волконскую, княжну Гагарину, графиню Потоцкую и многих других аристократок. В изобразительном искусстве пушкинской эпохи, портрет – миниатюрный, живописный и графический – являлся ведущим жанром.

Громкие имена пушкинской эпохи

Петр Федорович Соколов

Неразрывно связано с пушкинской эпохой имя академика портретной акварельной живописи П.Ф. Соколова. Портретист-акварелист был настолько знаменит при жизни, что все от блестящих офицеров, государственных деятелей, генералов, писателей и музыкантов до светских красавиц, декабристов и щеголей, хотели быть портретированными Петром Федоровичем.
Все работы художника отличаются особой тонкостью письма. Небольшие портреты в  технике миниатюры, написанные плотной акварелью с белилами настолько естественны, что зритель узнает мельчайшие детали исторической эпохи из уст самих героев миниатюр.

К поистине шедеврам от очевидца пушкинской эпохи относятся портреты жен декабристов Анненковой и Волконской, петербургской красавицы Урусовой, библиофила и археолога Черткова, историка и дипломата барона Барклая де Толли.

Владимир Иванович Гау

Замечательный русский акварелист В.И. Гау первое признание своего таланта получил при русском дворе, написав акварельные портреты дочерей императора Николая I – великих княжон. Более 30 лет в качестве придворного художника Владимир Иванович работал с членами Российского императорского дома. Умение похоже и красочно передавать лица и позы августейших особ, помогло патриарху русского миниатюрного и акварельного портрета стать художником историческим.
 
Некоторые портретные миниатюры сохранили рамки прошлых владельцев, выполненные из красного дерева и карельской березы, обтянутые бархатом с бронзовыми накладками и подвесными колечками. В пушкинскую эпоху небольшие портреты украшали интерьеры кабинетов, гостиных и будуаров дворянских домов; их брали с собой, отправляясь в дальний путь, чтобы в разлуке любоваться чертами любимых, друзей и родных. Миниатюрные портреты вставляли в броши, кольца, табакерки, браслеты, веера, носили на груди в драгоценных медальонах.

В 1860 году неумолимо наступил упадок развития миниатюрного портрета, вызванный победным господством фотографических изображений. Нет, камерные (интимные) портреты не исчезли, они сделали попытку отыскать новые формы существования, адаптироваться к новым веяниям.