Мальцовское стекло

12.05.2015


Внимание! Данные статьи не содержат продаваемые лоты. Для покупки антиквариата воспользуйтесь каталогом.



Всё реже можно встретить на полках антикварных магазинов, салонов, галерей мальцовское стекло, само по себе, хрупкий материал, а те предметы, что дошли до наших дней, давно осели у коллекционеров и в музейных собраниях.

История мальцовского стекла восходит к первой половине XVIII века. Уже в 1730 году Василий Мальцов приглашает для работы на своем заводе трёх богемских мастеров – выдувальщика Матиаса Томасевича, шлифовальщика Иосифа Старка и гравера Иосифа Генкина. Мальцовы постоянно занимались совершенствованиям своих стекольных заводов, и старались переносить все «новинки» в области стеклоделия на своё производство.

1) Граненый и пресованый хрусталь Дятьковской фабрики Мальцовых; 2) Граненый и пресованый хрусталь  Дятьковской фабрики Мальцовых

Упоминание о продукции, этой огромной империи стекольного дела, к середине XIX века под началом семьи Мальцовых было 24 стекольных предприятия, нередко можно встретить в обзорах Всероссийских мануфактурных выставок, статических отчетах, отдельных публикациях. Предметы, созданные на мальцовских заводах, расходилась по всей территории России. Часть изделий, главным образом с гравировкой, выполнялась на заказ. Сохранилось довольно много вещей с надписями, сообщающими имя заказчиков. Мальцовское гравированное стекло отличается высоким качеством самого стекла, мастерством исполнения шлифовки и гравировки.
Основными заводами были Гусевский, вокруг которого, со временем, вырос город Гусь-Хрустальный, Дятьковский и Золотковский.

3) Крюшонница из Музея хрусталя имени Мальцовых в ГИМ; 4) Сервиз. Хрусталь. Внутренний нацвет  золотой рубин; 5) Братина  Автор: Е. М.  Бем

В первой половине XIX века, и особенно во второй его четверти постоянно совершенствовалась и расширялась палитра цветного стекла. По мимо «золотого рубина», бирюзового, опалового, черного, синего, голубого, фиолетового стекла, появляется урановое – желтое и зеленое. На заводе Мальцова в Дятькове «славился искусством изобретения форм и цветов хрустальных изделий крепостной крестьянин Яков Орлов».

Отмена крепостного права в 1861 году, стала катастрофой для предприятий художественного стеклоделия, но И.С. и С.И. Мальцовы вышли из этой ситуации, выдав бесплатно своим бывшим крепостным земельные наделы вокруг своих заводов, тем самым сохранив на рабочих местах кадры. Уже на выставке мануфактурных произведений в Москве в 1865 году заводы Мальцовых подтвердили свой статус и репутацию. Обозреватели отметили, что на заводах И.С Мальцова «против прежнего, улучшились составы массы, тщательною шлифовкою, гравировкой на тонком белом хрустале и золоченьем на цветном. Масса хрусталя по цвету, белизне и прозрачности превосходит массу на изделиях других частных фабриках…Столовые приборы заслуживают внимания разнообразием фасонов, отличной шлифовки и грани и по умеренности цен». Про Дятьковский завод С.И. Мальцова там же сообщалось, что «он представил изделия, которые отличаются таким же достоинством как и завод… И.С. Мальцова, тонкие же рисованные и гравированные вещи лучше. Особенно достойны внимания все вообще тисненные изделия, дешевизною и разнообразим рисунков не уступающие подобным изделиям богемских фабрик».

Вторая половина XIX века ознаменована интересом к искусству прошлых эпох - стилем Историзм. На выставке 1893 года в Чикаго Гусевский хрустальных завод представил целую серию «изделий в восточном вкусе». Многие из них были приобретены Баварским музеем в Нюрнберге, так же можно узнать орнаменты турецких изразцов XVI века в росписи чайного сервиза из собрания этого музея. В собрании Гусевского хрустального завода есть великолепная ваза бесцветного стекла с надцветом медного рубина. В технике травления на этой вазе воспроизведены птицы, бегущие животные, восходящие к искусству доисламского Ближнего Востока.

Следующим этапом развития стилей, стал так называемый «Русский стиль» и с ним тесно связано имя художницы Е.М. Бем, она в силу родственных отношений была тесно связана с Дятьковским хрустальным заводом, где реализовала многие свои замыслы. Довольно часто в различных собраниях встречаются сосуды в виде братин. Они могут быть выполнены из молочного, бирюзового, золотистого стекла. Их формы повторяют металлические братины XVII века, а эмалевый или золотой орнамент состоит из фигур грифоном и орлов. Эти зооморфные мотивы, появившись в древнерусском искусстве еще в XII веке, вновь стали популярны в XIX веке в профессиональном прикладном искусстве. Но самым замечательным стало, что художница отреагировала на открытия археологических экспедиций тех лет. При раскопках кургана 2Черная могила» 1872-1873 годах были обнаружены два турьих рога с серебряными накладками, на которых чеканены фантастические звери и люди. О их происхождении, долгое время шли споры, но в момент открытия эти памятники воспринимались как произведения древних славян. В этой связи Е.М. Бем включила копии этих турьих рогов в свою русскую серию.

На рубеже столетий, возник стиль Модерн, так же подхваченный мастерами с заводов Мальцовых. На западе, виртуозом стеклянного производства в этом стиле стал Эмиль Галле. И именно по стопам этого автора пошли мастера гусевского завода. В нашем антикварном салоне по адресу набережная реки Фонтанки д.24 есть замечательная ваза, выполненная на гусевском заводе по мотивам работ Галле. Для более глубокого ознакомления с огромной империей Мальцовых по производству стекла, можно ознакомиться с книгой «Русское стекло» Н.А. Ашарина, Москва, Галарт, 1998 год.

 6) Ваза декоративная "Пейзаж с рекой" Гусевский хрустальный завод Ю.С. Нечаева-Мальцова. 1900- первая половина 1910-х гг.