Фабрика Ф. Шопена — легенда российской художественной бронзы

28.05.2014


Внимание! Данные статьи не содержат продаваемые лоты. Для покупки антиквариата воспользуйтесь каталогом.



Ни один разговор о бронзовом литье в России не обойдется без упоминания фабрики Феликса Шопена. Основанная в 1805 году купцом Гереном на 25 линии Васильевского острова, силами Шопена-старшего к 1843 она существенно расширилась. В 1870 году масштабы производства выросли настолько, что оно было перенесено на Обуховский проспект, 12. В это время предприятие находилось под руководством Шопена-младшего, с чьим именем и связана эпоха расцвета бронзового литья в России.

Бронзовые изделия массового спроса и шедевры высокого искусства

Феликс Шопен сочетал в себе отличное коммерческое чутье со скрупулезным подходом к качеству выпускаемых его фабрикой изделий. С одной стороны, активно изготавливалась тиражированная продукция. Спрос на часы, канделябры и каминные украшения был огромным. И не только потому, что изделия были выполнены в модном духе французской бронзы. Успех предприятия Шопена определяло, в первую очередь, высочайшее качество предлагаемых товаров.

Помимо массового производства, приносящего хороший доход, фабрика Шопена выполняла эксклюзивные государственные заказы. Работы мастеров украсили множество дворцов и соборов. На фабрике заказывали как скульптуры, вазы, осветительные приборы и прочие предметы декора, так и детали фарфоровых и хрустальных изделий, архитектурные элементы, вплоть до оконных шпингалетов для резиденций царей и высшей аристократии.

«Русский стиль» в изделиях фабрики Ф. Шопена

При изготовлении бронзовой скульптуры Шопен-младший полагался на собственное чувство стиля, которое редко подводило именитого литейщика. Ему удавалось угадывать еще только намечающиеся тенденции в художественном мире, благодаря чему его изделия получали широкое признание. Работы в «русском стиле» были признаны шедеврами бронзолитейного мастерства как в России, так и далеко за ее пределами.

В частности, с середины XIX в и по сей день огромным спросом среди коллекционеров пользуется серия из 63 миниатюрных бюстов русских царей. В историю искусства вошло множество плодов сотрудничества Шопена с самыми одаренными мастерами того времени, в частности Е. А. Лансере: «Богатырь», «Курящий черкес», «Лошадь», «Богатый арабский купец» и другие великолепные работы. В конце 1880-х фабрика перешла к Карлу Берто, с именем которого связана следующая эпоха русского бронзового литья.