Художник Михаил Померанцев

20.02.2015


Внимание! Данные статьи не содержат продаваемые лоты. Для покупки антиквариата воспользуйтесь каталогом.



Парадоксальный факт: на момент написания данного материала во всемирной энциклопедии Wikipedia отсутствует страница художника Померанцева. Более того, всезнающий и всеобъемлющий Интернет не владеет ни фотографическими, ни живописными портретами автора, хотя в эпоху жизни Померанцева фотография уже не являлась чем-то диковинным. Согласитесь, по нынешним временам подобную ситуацию можно назвать диковинной и в некотором роде даже таинственной. Заинтригованные отсутствием информации, «Русские Сезоны» провели небольшое исследование, результаты которого мы предоставляем вашему вниманию.

Биографическая справка

Согласно имеющимся сведениям, Михаил Померанцев родился в 1854. В возрасте 21-го года (1875 год) автор поступает в Академию Художеств (Петербург), обучение завершил спустя 7 лет – в 1882 году. В период пребывания в альма-матер Померанцеву была вручена Малая поощрительная медаль, что является косвенным свидетельством наличия определённых талантов и рачительного отношения к учёбе. В 1880 году некоторые работы автора уже выставлялись на петербуржских выставках.

Не беремся судить об академических успехах Михаила Померанцева, но по итогам выпуска ему было присвоено далеко не самое высшее звание – неклассный («свободный») художник. Это ничуть не умаляет достоинств автора: его полотна по-особенному интересны и оригинальны. Они будто сияют изнутри, не вызывая при этом чувство пресыщенности. Картины Померанцева не наскучивают – их можно подолгу рассматривать, каждый раз открывая для себя нечто новое.

Специализация Померанцева

М.М. Померанцев относится к типичным пейзажистам-реалистам, тяготеющим к высокой детализации и объективному отражению окружающей реальности. Излюбленная техника художника – живопись маслом по холсту. Источником вдохновения для автора служила преимущественно лесная природа; а также дороги, придающие холстам Померанцева глубинный философский подтекст. На некоторых картинах встречаются фигуры людей и животных (например, «Вечер в селе»), однако ключевую позицию в работах занимает всё же природа средней полосы России.

Большинство полотен Померанцева удивляет точностью палитры и изобилием контрастов; причём контрасты эти выглядят гармонично и красиво. К примеру, на одном и том же полотне можно увидеть светло-голубые небеса и глубокую черноту лесной чащи; рождение и угасание природы, граничный момент между окончанием ночного мрака и наступлением светлого дня. Пожалуй, именно эта контрастность между наделяет картины Михаила Михайловича особой красотой и глубиной.

Художник часто обращается к теме дорог, отображая их на своих полотнах. К сожалению, установить теперь сюжетные замыслы Померанцева не представляется возможным; тем не менее, мы полагаем, что дороги на полотнах автора имеют метафизический смысл. Они как бы символизируют граничные состояния между светом и тьмой, добром и злом, рождением и смертью.

Коммерческий успех

Увы, мы не нашли сведений о перечне-реестре картин М.М.Померанцева, – быть может, такой реестр никем и никогда не составлялся. До наших дней дошли считанные полотна данного автора, и все эти полотна характеризуются не только высокой художественной ценностью, но и определенным коммерческим успехом.
Большинству ценителей живописи и экспертов знакомы с проблематикой определения стоимости предметов искусства. В обывательских кругах принято предпринимать попытки выражения художественной ценности в материальных (денежных) единицах. Эти попытки тщетны, абсурдны и несостоятельны: при покупке-продаже предметов искусства цена не является материальным эквивалентом произведения, ибо духовное и материальное существует абсолютно в различных плоскостях мироздания. Цена картины – лишь отображение спроса, и в этом плане полотна Померанцева, на наш взгляд, существенно недооценены. Например, на момент написания данного материала некоторые работы данного автора можно было приобрести примерно за 10 тыс. долларов – смехотворная цена для художественных объектов такого возраста и уровня. Соответственно, работы Михаила Михайловича можно рассматривать как весьма перспективное вложение, стоимость которого будет стабильно возрастать.