Историческая карта Москвы XVII века Мериана

22.07.2014


Внимание! Данные статьи не содержат продаваемые лоты. Для покупки антиквариата воспользуйтесь каталогом.



В мире живописи и гравюр особое место занимает талантливый художник Маттеус Мериан. Мастер из Швейцарии всю жизнь изучал искусство и в результате стал независимым издателем в Германии. Мериан прославился городскими планами, в которых были изображены даже самые мелкие детали. И в каждой работе заметны черты его уникального стиля.

История чертежа российской столицы

Одним из самых известных проектов Мериана является «План Москвы 1638 года». Работа создана в Германии и показывает, как выглядела российская столица еще в конце XVII века, без учета даты выпуска. План несколько похож на первоначальный вариант чертежа Петрова, но швейцарскую гравюру расположили юго-восточной стороной.

Важно отметить, что работе Мериана нет аналогов, а для создания использовались ретроспективные сведения. Исходя из этого рождается предположение, что зрителю представлена последняя репродукция неизвестного протографа. Вероятно, она входит в число планов времен царствования Годунова, которые созданы после исследований картографического материала 1550-х годов.

Что изображено на легендарном полотне?

С высоты «птичьего полета» можно рассмотреть каждое строение Москвы XVII века. Автор постарался передать на бумаге и особенности городского рельефа. С точностью выгравированы ветвистые русла Черторого ручья, Москвы-реки и уклон восточной части столицы.

Подпись иллюстрации идентична работе графики годуновских времен. В верхнем левом углу отображен московский герб. Внизу проект украшен указателем в изящном свертке, а розу ветров Мериан расположил справа.

При внимательно рассмотрении «Плана Москвы 1638 года» можно увидеть, что тогда Кремль находился на высоком Боровицком холме. Точкой соприкосновения всех радиальных улиц и были ворота главного строения столицы. Поэтому направления узких и ветвистых артерий города упираются в окрестности Кремля — воротную башню, колокольню Ивана Великого и собор Василия Блаженного. Полноценный вид открывается с Швивой горки, подъема Пречистени и Замоскворечья.

Второе полукольцо выстроено из монастырей, которые расположились вдоль северной границы Белокаменной. Третья линия сооружений охраняла Москву с южной стороны. Эти монастыри окружали столицу словно ожерелье. Все это составляло целостную военную и пространственную систему, чем и отличалась Москва того периода.